О Путине, РАН и академиках
Автор – footuh
Я не очень хотел отвечать на этот вопрос, ибо то, какой именно сор в «избе академиков», всем известно, и лишний раз разгребать эти авгиевы конюшни никому неохота. В реальности данный вопрос содержит в себе несколько подпунктов.
Во-первых, для Путина возникла всем известная «проблема руководителя», а именно: что делать с такими подчинёнными, которые тебя откровенно не слушают? Особенно, если они хороши и может быть даже и незаменимы. Ответ на это известен и повторяется много раз и в нашей и в зарубежной истории. Ни один руководитель не может потерпеть того, что его указания не просто не выполняются, или там саботируются, а в явной форме оказались нарушены.
Если кто-то где-то один-единственный раз в явной форме пошёл наперекор чётко высказанному приказу, и его при это простили, то можете расслабиться – вы больше не авторитет и не руководитель в глазах у своих подчинённых. И нет никакой разницы в полезности или прежних заслугах того пациента.
Если хотя бы один ваш человек больше вас не считает руководителем, и вы ему это спустили, вскоре будет второй, а потом десятый, а потом двадцать второй. И даже если вы не желаете этого, то вы всё равно просто обязаны всех ослушников примерно «отстреливать».
Путин в предельно понятной и не вызывающей разночтения форме фактически запретил госслужащим избираться пожизненными академиками с соответствующими окладами и пенсиями. Точка. Выяснилось, что, несмотря на этот простой и недвусмысленный приказ, как минимумдвенадцать человек этого приказа ослушались.
У Путина теперь нет иного выхода, кроме как искать всем этим людям замену и переводить их на научно-исследовательскую работу, раз уж Академия их признала «большими учёными», и освобождать их от повседневной административной рутины. Если он это не сделает, он попростуначнёт терять Власть, а в таком желании он пока не замечен. Поэтому данный вопрос можно уже считать решённым и закрытым для обсуждения.
Во-вторых, в любом процессе есть две стороны. Мало того, что чиновники Путина почему-то решили не исполнить его простой и понятный приказ, то же самое решила сделать и Академия. С моей точки зрения, раз в явном неподчинении были виновны две стороны, то и сторона академиков тоже должна быть наказана.
В настоящий момент в бюджете выделено рекордное количество денег на нашу науку. При этом секретариат Путина запросил у тех же самых «американских учёных» объективные критерии, по которым они оценивают вклад учёных в НТР и НТП во всём мире.
В ответ пришло сообщение, что наша Российская Академия Наук в настоящий момент оказывается на 300-м месте в мире по научной отдаче в пересчёте на вложения (да, у какой-нибудь Академии или там научного сообщества Буркины-Фасо отдача поменьше, но и вложения от государства у них сильно меньше).
Из первых рук доложу, что эти цифры были нами перепосчитаны и перепроверены (ибо в открытую статистику у нас много не входит из закрытого), однако компетентные органы подтвердили, что по данной методике мы всё равно даже в первой сотне по научному вкладу с открытиями – тупо не вписываемся.
Собственно, это та инфа, которую мы знаем и так чисто интуитивно, ибо по нонешним временам в научном прогрессе у нас возникли явные затыки, о которых многие граждане интуитивно догадываются, и не в последнюю очередь эти затыки связаны с чрезмерным средним возрастом у нас в Академии, ибо по всем прикидкам наиболее продуктивные возрасты научных работников у нас как раз приходятся на те, которые из-за перестройки и последовавшей перестрелки у нас частично эмигрировали, частично спились, а частично ушли в бизнес.
И это факт, не требующий иных доказательств. Именно это и есть причина того, что сейчас принимают решение вернуть наших же научных эмигрантов творческого возраста из-за границы, а также заманить длинным рублём тех иностранцев, которые готовы у нас работать по интересующей нас тематике.
Это процесс тоже прост и понятен, однако объективным препятствием к нему стала наша же Академия, которая требует львиной доли выделенного бюджета на свои, несомненно нужные и полезные изыскания, которые по отдаче ставят нас то ли на полуторасотое, то ли на трёхсотоеместо среди прочих научных госучреждений, то есть после Португалии, Бразилии, Брунея и Свазиленда.
Соответственно, возникает простой и понятный вопрос: как именно отсечь нашу неэффективную, в смысле отдачи на единицу вложений, Академию от столь лакомого куска пирога и передать его в виде грантов действительно творческой части нашей же эмиграции и зарубежных учёных, ибо, если бы это ещё позавчера было сделано в любой форме, то сегодня из любого утюга и ленты слышалось бы «ухо мацы» на тему о том, как именно обижают нашу науку.
Однако, нынче у нас ситуация, когда Академия сама называет «крупными учёными»представителей ФСБ, МВД, «Администрации Президента» и прочих, и если в ответ на лишение их финансирования то же «Ухо Мацы» в ответ разинет хайло, то уже это «Ухо Мацы» не поймут вся сексуально-альтернативная и неполживая еврогееобщественность.
А вопрос очень прост и он по-сути о деньгах: либо отныне «Ухо Мацы» выступает за то, чтобы огромные гранты под видом научных грантов уходили генералам ФСБ и МВД (и поверьте, наши силовые структуры быстро найдут им верное применение; и если вы думаете что они уйдут куда-то ещё, а не «крупным учёным» по словам самого Фортова, то вам пора проверяться насчёт маразма с Альцгеймером), или оно засунет свой язык себе глубоко в жопу и деньги уйдут нашим же эмигрантам и иноземцам трудоспособного возраста, где они смогут быть потрачены эффективнее.
Соответственно, при таком раскладе будет устроено научное соревнование: с одной стороны когорта «крупных учёных», по определению Фортова, будет соревноваться с когортой приглашённых иноземных специалистов с другой стороны (которые при этом окажутся на грантах, но без включения в Академию), и по итогам этого будут подведены итоги на тему о том, а кто тут у нас в этом соревновании эффективнее?
Ах да, чуть не забыл – админресурс. Наши академики могут чуток повлиять на наших производителей, чтобы они чуть прижимали «чужеземцев» в пользу наших «крупных учёных».
Так вы не поверите: «крупные учёные» из нашей Академии при этом будут внедрять своиизобретения и открытия где угодно, равно как и приглашённые «чужеземцы», и мне интересно будет узнать, как именно наши «крупные учёные», внедряя свои изобретения где-то у нас в «роснано» или на «электронике», смогут обогнать своих визави, внедряющих свои достижения где-то в «Самсунг» (а именно это и написано в техзаданиях на нынешние гранты, на которые у наших «крупных учёных» вряд ли существует влияние).
Я уже сейчас совершенно уверен, чем именно это соревнование «крупных учёных» и «эмигрантов и чужеземцев» закончится, и по итогам данного конкурса будут приняты неотвратимые решения по поводу соответствия занимаемой должности не только Фортова, но и много кого ещё, кто посмел своими решениями ослушаться Путина.
Вот что я думаю по этому поводу. Дармоедов и прочих присосавшихся давно надо было снимать с государственной шеи, а тут как раз настолько удачный случай сам собой подвернулся.
Опять же, попутно сами собой решатся вопросы об академической собственности, и почему сдача её в аренду происходит не самой Академией, а частными лицам, сколько именно стоит, и кому нынче заносят деньги по созданию нового института, и сколько в виде откатов стоит получение грантов.
Финансовые дела внутри нашего научного сообщества – вопрос совсем иного плана и сложности, но который позволил сейчас нынче вскрыть г-н Фортов своей шуткой про «крупных учёных».
И то, что сейчас всё научное сообщество молчит, как рыба об лёд – есть первая фаза «процесса умирания», которую все зовут «Отрицанием». Потом будет и вторая фаза, которая называется «Гнев», и мы её тоже увидим (и если вы ещё не поняли, к чему это всё приведёт, открою тайну – любой «процесс умирания» венчается «смертью», как бы больной в первой фазе ни хорохорился). Вот и вся вилка.
Наука или госслужба: Путин решил, что чиновники-академики будут нужнее в РАН