По Первому каналу Эрнст устроил "глобальную оттепель" (так даже перебивки на рекламу называются): сначала крутят фильм про Аксёнова и поэтов-60-ников - как они мужественно с помощью стихов сражались с кровавым чекистским режимом; после чего следуют воспоминания гуру Евтушенко - о своём гении и борьбе с режимом. И там и там полным-полно бредятины и откровенной не просто антисоветчины, а русофобщины. Точнее, социального расизма - того самого деления на меньшинство (посвящённое, прогрессивное, рукопожатное) и большинство (совков, ватников и быдло).
В фильме про Аксёнова главный герой Ваксен из простонародья попадает в столичную тусовку, богему, творческую и научную элиту. Так вот, нет ни одного персонажа из "простых", который был бы симпатичен и духовно развит (за исключением его возлюбленной). К примеру, там есть такой эпизод - в коммуналке тётка дежурная, грубая баба, ну в общем типичное быдло в понимании прогрессивного писателя, с утра будит его, полухмельного-полуубитого горем и говорит, что она прочитала в журнале его повесть и тронута до глубины души - он лёжа смотрит на неё как на дуру. Она говорит: мол, когда проснёшься, оставь автограф. А он продолжает смотреть её как на дуру. Но ведь это замечательный момент, когда можно показать, как искусство может тронуть неискушённого человека и захватить его, как писатель может своим талантом осветить его душу, тронуть что-то потаённое, поговорить с ним. Но в эпизоде - полное непонимание, отчуждение и презрение "творца" к чему-то нечленораздельно мычащему.
Зато главные герои - поэты, учёный-ядерщик, редакторы и переводчики - все утончённые, одухотворённые и слушают радио "Свобода" о преступлениях кровавого режима. Впрочем, не без слабостей - в первой серии есть сцена, где Вознесенский, Ахмадуллина, Евтушенко и Ко набрасываются на заграничное барахло. Жуткое зрелище, но которое подано как милая забава в условиях бесчеловечного дефицита на шмотки.
И второй прекрасный момент - из передачи гениального Евтушенко о гении Евтушенко. Поэт, который, как известно, больше, чем поэт, пророк и даже бог, рассказал историю о том, как американский писатель Стенбейк, каким-то невероятным способом сбежав, понятное дело, от слежки Кейджиби и решив поговорить с гением один на один, познакомился там с дядей гения. Абсолютный пролетариат со станции "Зима" - как с плохо скрываемым расизмом охарактеризовал дядю гениальный пельмяша - ошарашил гениального поэта и американского писателя тем, что знал книгу Стейнбека "Гроздья гнева" и даже всех его героев. После чего между американским писателем и русским железнодорожником завязался литературный и философский разговор, на котором Евтушенко присутствовал только как переводчик.
Но самое поразительное не это, а то, как до сих пор поражается Евтушенко этой истории. Когда он рассказывает о ней, видно, что он искренне не понимает, как работяга мог даже знать, а не то что разговаривать на равных с интеллектуалом! Он вспоминает о своём дяде будто о бородатой бабе или заговорившей корове - какой-то несуразности, ненормальности. Хотя даже из пересказа понятно, что Стейнбек увидел в дяде-железнодорожнике именно человека и интересную личность.
Какая восхитительная в своей откровенности гордыня, какое жуткое разделение на избранных и остальных, в которых "жрецы" не видят живой души. Даже не допускают в мыслях, не позволяют теоретически иметь такое право. И эти люди будут называть себя совестью нации и учить нас жить? Будут что-то там пищать о тоталитаризме власти? Сектанты рукопожатные.
Говорю не о всех поэтах-60-никах - там были разные судьбы и личности, немало достойных (к примеру, Высоцкий, Рождественский, Визбор). Речь о некоторых из 60-ников, диссидентах,, ставших гуру в 1990-е, и их нынешних последователей, которые словно каста жрецов присвоили себе право на истину в искусстве. Сейчас они ополчились на власть, попытавшуюся эту монополию ограничить, и призывают "глобальную оттепель". Чтобы продолжать учить жизни советское и русское быдло, которое, по словам Райкина, говорит только на мате с междометиями. Презирая простонародье, не имеющее право на своё слово. Потому как, по выражению Познера, мы - варвары наподобие ИГИЛ, а борьба за нравственность - такое же преступление против цивилизации, как отрезание голов игиловцами. Собственно, фильмы, подобные "Таинственной страсти", есть ковровые бомбардировки, которые призваны сравнять нас с землёй. Чтобы помнили, совки, свою ужасную родословную. Как там сказано - все мы дети вертухаев? Социальный расизм, как он есть.
Оборзевшие жрецы подталкивают Путина к "культурной революции"
Призыв Райкина к объединению жрецов современного искусства, монополистов на истину, против тирании государства, осмелившегося покуситься на их монополию, похоже, подхвачен рукопожатными. Прозванный уже "классиком" Звягинцев написал колонку, действительно талантливый актёр (большая редкость ныне) Евгений Миронов опубликовал заявление, плюс авторы помельче накатали коллективное письмо. Думаю, что не публично на Мединского и Аристархова наехали многие другие из творческой тусовки. Наверняка Швыдкой, Жванецкий, Табаков и прочие "корифеи". Путин в своем стиле решил не обострять ситуацию и снять напряжение, даже вроде бы пойдя на уступки — отсюда лояльные Звягинцеву слова Пескова и замирение Мединского с Райкиным.
Но в том-то и фокус, что людей со светлыми лицами начинает заносить дальше: ложное ощущение победы над сталинизмом породило у них эйфорию. И вот одно письмо за другим в ультимативном тоне и с целью чуть ли не законодательно подчинить себе министерство культуры (государство). Идея Миронова о том, что рукопожатные должны создать корпорацию, которая будет диктовать государству правила финансирования, достойных и нет, говорит сама за себя. Она настолько наглая, что даже не нуждается в комментариях.
Но здесь надо вспомнить о дзюдо и том принципе, когда опытный борец использует инерцию неосторожного агрессивного соперника. Путин как всегда не торопится и как удав ждет ошибки противника, который сам себя загоняет в петлю. Так, что в итоге он сам себя убивает.
Не знаю, как оно выйдет дальше, но еще одно такое письмо с требованием создать «высший совет мудрецов по искусству» — и Путин может-таки «поддаться давлению» и согласиться создать таковой. Но под руководством, скажем, Никиты Михалкова. Или — что еще красивее — его брата Кончаловского, новоявленного ватника. После чего с помощью общественной организации, созданной по давлением жрецов, реализовывать новую культурную политику согласно традиционным ценностям. Вот отличный был бы поворот.
Так или иначе, но заходясь в истерике и упиваясь эйфорией от «победы над сталинизмом», прозападная богема делает всё, чтобы дождаться от Путина культурной революции. Он, как принципиальный сторонник, эволюции, этого чрезвычайно не хочет, но может поддаться настоятельным требованиям потерявшей края "творческой интеллигенции". К слову, сейчас на Первом Эрнст запустил фильм про поэтов-60-ников, а рекламные перебивки сделал со слоганом "Глобальное потепление". Что ж, будет вам холодная "оттепель" 2017-го.
П.С. Сегодня скончался настоящий русский Артист, Человек и Гражданин Владимир Зельдин. За свой 101 год он пережил почти весь великий 20 век и скромно трудился в постсоветском безвременьи и пошлости. Настоящий мэтр и классик, он совершенно не входил в тусовку нынешних жрецов и одним фактом своего творчества, которое понимал как служение народу, а не кругу избранных, делал этих жрецов теми, кем они являются, — ничтожествами.